Финансовые итоги года: кто пан, а кто пропал

В уходящем году волатильность и политика сотрясла практически каждый рынок

547257-1


Нефть удивила всех

Когда в начале октября цены на нефть поднялись к 4-летним максимумам в районе $86 за баррель, управляющий хедж-фондом Пьер Андюран, потирал руки, предвкушая еще один урожайный год. И не только он. Данные бирж и регуляторов показывали, что инвесторы ставили на дальнейшее подорожание нефти, ссылаясь на ужесточение условий на мировой арене из-за американских санкций в отношении Ирана.

Но вскоре стало ясно, что все бычьи прогнозы оказались иллюзией. Обеспокоенная ростом цен на «черное золото», администрация Трампа решила смягчить свои санкции против Тегерана. Одновременно в Штатах поднялась новая волна сланцевого бума, еще более мощная, чем ожидалось.
В результате буквально за два месяца нефть обвалилась на целых 30%, а многие хедж-фонды, включая Andurand Capital Management, понесли убытки.

К декабрю ОПЕК и Россия договорились снова ограничить добычу, чтобы остановить «кровопролитие» на рынке энергоносителей. Но учитывая отсутствие признаков замедления активности на сланцевых месторождениях США, в следующем году инвесторы, обжегшись на молоке, теперь будут дуть на воду.

Биткоин выбился из сил

У инвесторов, использовавших производные инструменты для продажи биткоина, была возможность неплохо заработать в уходящем году. Такие продукты, как фьючерсы и контракты на разницу, появившиеся в прошлом году, позволили инвесторам заработать на взлете курса биткоина. Дебют запущенных CME Group фьючерсов на биткоин, который состоялся за неделю до Рождества год назад, толкнул биткоин к пиковым максимумам выше отметки $19 тыс. В следующие 12 месяцев криптовалюта потеряла в цене 80% и на сегодняшний день торгуется под отметкой 4,000.

Но мало кому удалось хорошо заработать на этих инструментах. Брокеры и клиринговые палаты по-прежнему с осторожностью наблюдают за рынком, требуя от инвесторов более высокой маржи за обеспечение безопасности их сделок. Совокупный открытый интерес к биткоин-фьючерсам на CME и CBOE составляет менее 10 тыс. контрактов. По сути, он не изменился с начала года.

Стивен Иннес, руководитель трейдингового отдела Oanda в Азии, считает, что биткоин-сообществу следовало бы дать рынкам передышку.

«Откровенно говоря, криптовалютам нужен продолжительный „скучный“ период. Проблема в том, что биткоин никогда не выходил из поля зрения инвесторов, которые то и дело твердили: А ведь я говорил! Причем независимо от того, какого масштаба движения происходили на рынке», — пояснил эксперт.
Краткосрочные облигации США — светлое пятно

Повышение процентных ставок США большую часть года представляло одну из главных проблем для мирового рынка облигаций. Но при этом один уголок этого рынка чувствовал себя весьма неплохо. Речь идет о краткосрочных казначейских бумагах США.

По данным индекса Bloomberg Barclays, векселя сроком погашения менее одного года принесли доходность в размере 1.7% в этом году. Rise, ETF, который нацелен на прибыль от повышения процентных ставок посредством торговли производных инструментов, зафиксировал прибыль в размере 4.5%.
Такие результаты можно оценить как средние, но важно отметить, что они были получены в период, когда мировые облигации понесли потери в размере 1.8%, доходность по корпоративным долговым обязательствам упала на 3.5%, а облигации развивающихся стран — более 6%.

Проблемные долги

Еще одна часть долгового рынка, которая выиграла от повышения ставок в США, это так называемые проблемные долги или leveraged loans. К этому сегменту относятся долговые обязательства, выпускаемые для более рискованных компаний, зачастую для финансирования поглощений. В отличие от облигаций, по которым выплачивается фиксированный купон, стоимость leveraged loans диктуется колебаниями базового бенчмарка — по большей части это лондонская межбанковская ставка предложения (Libor).

Солидная компания может пообещать выплату на 3.5% выше 3-месячной ставки Libor, тогда как в случае с более рискованными компаниями ставка процента может превышать бенчмарк на 6%. Повышение ставок и сокращение баланса ФРС спровоцировало рост 3-месячной Libor за год с 1.57% до 2.74%.

Однако с конца октября совокупная доходность по индексу S&P/LSTA Leveraged Loan упала более чем на 2% из-за опасений по поводу пузыря на рынке проблемных долгов, который за 2018 год взлетел до $1.3 трлн, а также на фоне ожиданий повышения ставки ФРС в 2019 году. Сейчас индекс торгуется с повышением всего на 0.7%. Цифра слабовата, но тем не менее это один из лучших результатов крупного класса активов в этом году.

Бразилия в хорошей форме

Бразилия, как правило, держит инвесторов в напряжении. И этот год не стал исключением. Местные инвесторы, которые поставили на фондовый индекс Bovespa в конце июня, получили прибыль в размере 25%. Для иностранцев же, которым необходимо учитывать колебания валюты, лучшей точкой входа была вторая неделя сентября — в преддверии октябрьских выборов. С тех пор индекс MSCI Brazil (в долларовом выражении) вырос на 22%. Для сравнения: за аналогичный период широкий индекс MSCI EM просел на 6%.

Бернд Берг из Woodman Asset Management тоже поставил на рост индекса в расчете на «ралли Болсонару» перед первым раундом президентских выборов.

«Я по-прежнему оптимистично настроен в отношении бразильских рынков. Мы остаемся здесь на двухлетний период. Первое испытание придется на июль следующего года, когда мы надеемся увидеть прогресс по долгожданным финансовым реформам. Многие иностранные хедж-фонды настроены скептично, но если правительство действительно проведет эти реформы, иностранцы снова ринутся покупать бразильские активы», — отметил эксперт.
Турция — не для впечатлительных

В январе 2017 года управляющий долговыми обязательствами EM-сегмента GAM Ghk Макнамара написал в FT о том, что Турция является следующим кандидатом на кризис, а раскол в правительстве и ситуация с процентными ставками представляют угрозу для национальной валюты.

Последующая динамика турецких активов, наблюдавшаяся в 2018 году, была поистине впечатляющей. Во время предвыборной кампании президент Эрдоган назвал процентные ставки «матерью и отцом всего зла», что сильно ударило по курсу лиры. Причем Эрдоган на этом не остановился и отправил лиру в полноценный кризис. Ситуацию удалось вернуть под контроль в сентябре, когда Центробанк набрался смелости и резко повысил процентную ставку.

Тогда Макнамара написал, что за обвалами на развивающихся рынках зачастую следуют агрессивные отскоки. М последующее впечатляющее ралли лиры стало одним из светлых мест в тяжелом для валют EM-сегмента году.

Италия и охотники за прибылью

Для некоторых хедж-фондов итальянские облигации стали одной из самых аппетитных сделок в этом году. Brevan Howard миллиардера Алана Ховардса и Discovery Capital Роберта Цитрона отлично заработали в конце мая, когда доходность 2-летних итальянских облигаций показала худшие однодневные результаты на опасениях ухудшения отношений с ЕС. Оба фонда продолжили расти в конце сентября, когда правительство в Риме шокировало рынки, существенно повысив целевой уровень дефицита своего бюджета.

Однако многие другие инвесторы понесли убытки на торговле итальянскими активами. По данным IHS Markit, перед майским скачком доходности было мало ставок на падение облигаций. Опасения новых интервенций ЕЦБ и болезненные воспоминания о неудачных ставок против европейского долга в эпоху количественного смягчения отпугнули инвесторов. Более того, самые масштабные движения произошли не в 10-летних бумагах, за которыми следили управляющие фондов, а облигации с двухлетним сроком погашения.

«Тим Уилкинсон, глава отдела инвестиционных исследований в Aurum Research, отмечает, что инвесторы следили в основном за волатильностью спреда доходности бумаг Германии и Италии, торговать которым очень сложно.
«Кровавый октябрь»: медведи пожинают плоды

Внезапный октябрьский обвал мировых рынков стал настоящим ударом для многих хедж-фондов, но не всегда болезненным — некоторые фонды с медвежьим настроем выиграли от сложившейся ситуации. Фонд Криспина Одей в том месяце заработал 7%, в результате чего Odey Asset Management стал одним из лучших хедж-фондов в этом году. Однако аналогичные медвежьи ставки повлекли потери в 2016 году, когда фонд «похудел» на целых 50%.

Фонд Fanasara Capital тоже заработал 10% в октябре.

Хеджирование: в нужное время, в нужном месте

В этом году фонд Pictet Wealth Management заключил несколько удачных сделок хеджирования. Инвестиционный директор компании Ц. П. Руис сказал в интервью FT, что купил контракты пут для защиты от падения акций в январе и октябре — как раз перед вспышками распродаж.

«Мы покупали, ссылаясь на низкую волатильность», — пояснил инвестор, признавшись, что на самом деле не ожидал обвала рынков, поскольку в этом случае он бы немедленно продал активы.
Наступающий год, скорее всего, ознаменуется аналогичными взлетами и падениями, добавил Руис, подчеркнув, что в 2019 году на рынках будут и быки, и медведи, и кенгуру.

profinance.ru
 
Сверху