News Направления развития финансового рынка РФ на 2019–2021 годы от ЦБ

4003


Банк России опубликовал, накануне, план мероприятий, так называемую «дорожную карту», по реализации Основных направлений развития финансового рынка РФ на 2019–2021 годы. И несмотря на свое предназначение – развивать, планы ЦБ на ближайшие 3 года подразумевают и довольно ощутимые меры ужесточения, ограничения и закручивания гаек. Во всяком случае, с большой долей уверенности можно предположить, что для розничной внебиржевой индустрии наступает довольно сложный период.

Основные направления развития финансового рынка РФ на ближайшие 3 года вряд ли мотивируют участников внебиржевой индустрии.

Директор Департамента стратегического развития финансового рынка, Владимир Таможников, прокомментировал: «Реализация запланированных мероприятий не только позволит финансовому рынку оперативно отвечать на возникающие вызовы и потребности его участников, но и будет способствовать повышению доверия граждан и бизнеса к финансовым институтам и действиям регулятора».

Повышение оперативности и своевременности надзорного реагирования

«Одной из приоритетных задач по обеспечению финансовой стабильности является повышение оперативности и своевременности надзорного реагирования. Банк России намерен расширить применение профессионального суждения в надзорном процессе. Это позволит реагировать на возникающие проблемы в финансовых организациях на ранних стадиях», говорится в релизе ЦБ.

Для начала стоит отметить, что термин «форекс», на этот раз, вообще не употребляется в «карте». Но так как российское законодательство приравнивает форекс-дилеров к участникам рынка ценных бумаг, то рассмотрим подробнее запланированные мероприятия, относящиеся именно к этому сегменту.

Ограничение публичного предложения сложных производных финансовых инструментов розничному сектору

Итак, в целях расширения определения инвестиционной деятельности за свой счет путем включения в периметр регулирования деятельности по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, и других договоров со встроенным финансовым рычагом (примечание: кредитное плечо), в 2019 году предполагается установление более жесткого регулирования деятельности в розничном сегменте, где существует потребность в защите слабой стороны договора, и относительно либерального регулирования деятельности в коммерческом секторе, где подобные инструменты используются в предпринимательских целях, в том числе для управления рисками.

То есть, речь идет об ограничении публичного предложения сложных производных финансовых инструментов розничному сектору. Эффект, которого в данном случае добивается ЦБ – это ограждение потребителей финансовых услуг от приобретения не подходящих им по профилю сложных и высокорискованных производных финансовых инструментов.

Введение регулирования категорий инвесторов, повышение неотвратимости наказания в части трансграничной деятельности и ограничение распространения информации о нелегальных услугах

Пожалуй, наиболее жесткие меры, которых более всего опасаются участники внебиржевого рыка, предусмотрены в рамках пакета «защиты прав потребителей и инвесторов».

Таким образом, уже в 2019 году запланировано совершенствование системы защиты инвесторов – физических лиц на финансовом рынке посредством введения регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного профиля (примечание: так называемая категоризация розничного клиента). И все это для того, чтобы, по словам ЦБ, повысить удовлетворенность граждан финансовыми продуктами и услугами, ограничить риски потребителей и повысить доверие к финансовому рынку.

По-видимому, зарубежные участники индустрии, которые рассматривали РФ как возможный целевой рынок, волновались не зря. В 2021 году Банком России запланировано определение подходов к регулированию и надзору за трансграничным оказанием услуг иностранными финансовыми организациями. А именно, планируется повысить неотвратимость наказания недобросовестных участников в части трансграничной деятельности, защитить интересы потребителей финансовых услуг и снизить трансграничный арбитраж.

Кроме того, все в тех же целях «повышения удовлетворенности граждан финансовыми услугами, роста доверия к финансовому рынку, роста проникновения использования финансовых продуктов и повышения защищенности потребителя от недобросовестных провайдеров услуг», в ближайшие 3 года Центробанком запланированы мероприятия, направленные на ограничение распространения информации о нелегальных услугах на финансовом рынке.

Расширение полномочий ЦБ по сбору доказательств, необходимых для подтверждения безлицензионной деятельности

Что же касается мер по противодействию недобросовестным практикам, профилактики и пресечению правонарушений, то с этой целью, в 2021 году, предусмотрено нормативное развитие системы противодействия недобросовестным практикам. В том числе, планируется повысить неотвратимость наказания недобросовестных участников, а также внедрить институт информаторов (в том числе предусматривающий компенсацию за передачу информации).

Кроме того, Банк России планирует расширение собственных полномочий по сбору доказательной базы, необходимой для подтверждения безлицензионной деятельности на финансовом рынке.

ru.forexmagnates.com
 
Сверху